О специальности
Код специальности | 5-04-0713-01 |
Вступительные испытания | конкурс среднего балла документа об образовании |
Квалификация специалиста | техник-электроник |
Форма получения образования | дневная |
Срок обучения | ОБО: 3 года 10 месяцев |
Цель образовательной программы
В соответствии с ОКРБ 011 специальность 5-04-0713-01 «Техническая эксплуатация средств вычислительной техники» относится к профилю образования «07. Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли», направлению образования «071. Инженерия и инженерное дело», группе специальностей «0713. Электроника и автоматизация».
Основной целью обучения является подготовка компетентных специалистов в области технической эксплуатации средств вычислительной техники.
Основными видами профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием по специальности являются:
- Производство электронных элементов и плат;
- Производство компьютеров и периферийного оборудования;
- Монтаж, установка промышленных машин и оборудования;
- Компьютерное программирование, консультационные и другие сопутствующие услуги;
- Деятельность в области информационного обслуживания;
- Ремонт компьютеров и периферийного оборудования
Объектами профессиональной деятельности специалиста являются:
- аппаратные и программные средства вычислительной техники;
- электронные элементы, устройства и электронные системы на основе интегральных микросхем;
- программное обеспечение;
- диагностическое оборудование, контрольно-измерительная аппаратура, используемые при производстве и эксплуатации вычислительной техники;
- процессы монтажа, наладки, регулировки, испытаний, технической эксплуатации и ремонта средств вычислительной техники.
Профессиональные компетенции специалиста
- Анализировать наиболее общие философские проблемы бытия, познания, ценностей и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- Применять нормативные правовые акты (далее – НПА), технические нормативные правовые акты (далее – ТНПА), регламентирующие профессиональную деятельность, и анализировать акты законодательства в соответствующих правоотношениях;
- Владеть навыками деловых коммуникаций, соблюдать условия для формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
- Использовать языковые средства русского и белорусского языков в практической деятельности;
- Использовать коммуникативные умения (восприятие и понимание речи на слух, говорение, чтение, письмо) на иностранном языке в сфере профессионального общения;
- Соблюдать законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности;
- Соблюдать требования по охране труда, требования по обеспечению пожарной безопасности и требования в области охраны окружающей среды;
- Участвовать в проведении энергосберегающих мероприятий, мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; выполнять требования законодательства об энергосбережении;
- Характеризовать предпринимательскую деятельность, основные этапы организации предпринимательской деятельности, рассчитывать экономические показатели эффективности использования предложенных решений профессиональных задач;
- Использовать математические методы и алгоритмы для решения профессиональных задач;
- Выполнять построение чертежей и схем, различных пространственных фигур на плоскости, читать и оформлять конструкторскую и технологическую документацию;
- Определять и классифицировать условия и факторы, создающие опасность нарушения информационной безопасности, соблюдать требования информационной безопасности (ТР ТС 027);
- Использовать НПА и ТНПА в области стандартизации, схемы подтверждения соответствия, применяемые при обязательной сертификации определенных видов продукции, услуг, персонала;
- Анализировать физические законы, применять правила и методы расчета электрических цепей постоянного и переменного тока, анализировать электрические схемы с различными типами соединения элементов и в различных режимах работы;
- Собирать электрические схемы при последовательном и параллельном соединении элементов, выявлять и устранять простейшие неисправности в электрических цепях;
- Выбирать электроматериалы с учетом их конструкционных, электрофизических характеристик для реализации различных элементов конструкции электронных устройств;
- Владеть принципами действия полупроводниковых и оптоэлектронных приборов, учитывать зависимость параметров и характеристик электронных приборов от режимов работы;
- Составлять электрические схемы и рассчитывать параметры элементов средств вычислительной техники;
- Анализировать зависимость параметров и характеристик электронных устройств от режима работы и внешних воздействий, рассчитывать параметры элементов схем;
- Использовать различные методы синтеза и минимизации комбинационных схем, строить комбинационные схемы, выполняющие логические функции;
- Применять принципы построения схем цифровой схемотехники при разработке вычислительных устройств;
- Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции;
- Использовать контрольно-измерительные приборы, инструменты, выбирать методы измерений и измерительную аппаратуру, проводить электрические измерения, определять показатели точности измерений;
- Анализировать работу микропроцессорных устройств и систем, различать типовые структуры микропроцессоров, определять конфигурацию микропроцессорных устройств;
- Выбирать элементную базу для реализации средств вычислительной техники, участвовать в разработке конструкции и технологии производства средств вычислительной техники;
- Выполнять технические расчеты при проектировании средств вычислительной техники, оформлять техническую документацию;
- Организовывать техническую эксплуатацию средств вычислительной техники, проводить ТО и ремонт средств вычислительной техники;
- Применять аппаратные и программные методы контроля при эксплуатации средств вычислительной техники;
- Применять основные методы алгоритмизации, способы и средства получения, хранения, обработки информации при решении профессиональных задач;
- Использовать вычислительную технику и программное обеспечение в профессиональной деятельности;
- Применять установленные правила и подходы в построении, конфигурировании и администрировании компьютерных сетей, организовывать взаимодействие сетевых комплексов с приложениями;
- Использовать средства и методы систем автоматизированного проектирования при разработке конструкторской документации средств вычислительной техники;
- Применять современные инструментальные среды разработки для программирования микроконтроллеров выбранного типа, организовывать связь микроконтроллера с программатором и персональным компьютером;
- Соблюдать законодательство о труде;
- Выполнять работу по одной или нескольким профессиям рабочего в соответствии с выпуском 1 ЕТКС, выпуском 20 ЕТКС, выпуском 21 ЕТКС.
Учебный план
Учебный план
№ п/п | Наименования модулей, учебных предметов, практики | всего | в том числе |
на лабораторные, практические занятия | на курсовое проектирование |
1. | Модуль «Коммуникативная культура» | 290 | 210 | |
1.1. | История белорусской государственности | 54 | 12 | |
1.2. | Основы права | 54 | 16 | |
1.3. | Техники коммуникации и основы командообразования | 72 | 72 | |
1.4. | Белорусский язык (профессиональная лексика) | 20 | 20 | |
1.5. | Иностранный язык (профессиональная лексика) | 90 | 90 | |
2. | Модуль «Безопасность жизнедеятельности» | 122 | 20 | |
2.1. | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 22 | 4 | |
2.2. | Охрана труда | 60 | 14 | |
2.3. | Охрана окружающей среды и энергосбережение | 40 | 2 | |
3. | Модуль «Экономика и организация производства» | 100 | 28 | |
3.1. | Основы экономики организации и предпринимательской деятельности | 100 | 28 | 16 |
4. | Модуль «Общетехнический» | 480 | 202 | |
4.1. | Математика в профессиональной деятельности | 90 | 40 | |
4.2. | Инженерная графика | 90 | 90 | |
4.3. | Основы информационной безопасности | 36 | 8 | |
4.4. | Стандартизация и сертификация | 50 | 10 | |
4.5. | Теоретические основы электротехники | 134 | 34 | 20 |
4.6. | Материалы электронной техники | 80 | 20 | |
5. | Модуль «Схемотехнический» | 514 | 218 | |
5.1. | Основы электроники | 146 | 30 | |
5.2. | Основы логического проектирования | 90 | 34 | |
5.3. | Цифровая схемотехника | 124 | 40 | 20 |
5.4. | Электрические измерения | 82 | 42 | |
5.5. | Учебная практика «Электроизмерительная» | 72 | 72 | |
6. | Модуль «Аппаратные средства вычислительной техники» | 878 | 522 | |
6.1. | Электрические и электронные компоненты устройств и систем | 90 | 40 | |
6.2. | Учебная практика «Электрорадиомонтажная» | 72 | 72 | |
6.3. | Микропроцессорные устройства и системы | 118 | 34 | |
6.4. | Основы конструирования и технологии производства средств вычислительной техники | 152 | 50 | 20 |
6.5. | Техническая эксплуатация средств вычислительной техники | 158 | 38 | 20 |
6.6. | Учебная практика «Для получения квалификации рабочего | 288 | 288 | |
7. | Модуль «Информационные технологии и программирование» | 656 | 470 | |
7.1. | Основы алгоритмизации и программирования | 130 | 80 | |
7.2. | Информационные технологии | 50 | 40 | |
7.3. | Учебная практика «Компьютерная обработка информации» | 72 | 72 | |
7.4. | Компьютерные сети | 84 | 30 | |
7.5. | Системы автоматизированного проектирования | 70 | 50 | |
7.6. | Программирование микропроцессорных устройств | 142 | 90 | |
7.7. | Учебная практика «Программирование микропроцессорных устройств» | 108 | 108 | |
8. | Модуль «Производственная практика» | 432 | 432 | |
8.1. | Технологическая | 288 | 288 | |
8.2. | Преддипломная | 144 | 144 | |
Образовательный процесс обеспечивает получение квалификации специалиста «Техник-электроник» и одной из квалификаций рабочего «Измеритель электрофизических параметров изделий электронной техники», «Контролер радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)», «Наладчик аппаратного и программного обеспечения».
Итоговая аттестация проводится в форме защиты дипломного проекта.